ГЛАВНАЯ          НОВОСТИ          ПУБЛИКАЦИИ          ФОТОГАЛЕРЕЯ          ВИДЕО          КОНТАКТЫ

Издательский отдел
Новости
Публикации
Фотогалерея
Документы
Тульские Епархиальные Ведомости
День Православной книги
Общество православных писателей
Анонс православных книг
Контакты



Публикации

04.07.2017

Исповедник радости

Одно из интервью, опубликованных в газете "Тульские епархиальные ведомости" – с митрофорным протоиереем Виктором Тишкиным, 45 лет пребывающим во священстве, настоятелем Спасского храма в течение 20 лет, – особенно запомнилось нашим читателям. По их просьбе воспроизводим беседу на нашем сайте. Фото

...Еще в 90-е годы областные газеты с воодушевлением рассказывали о первом венчании за колючей проволокой, а совершил его тогда отец Виктор. Вместе с добровольцами посещая Тульскую исправительную колонию №2 в те мрачные времена, он умел найти ободряющее слово для каждого. Его проповедь побеждала грубость и цинизм, недоверие и равнодушие – словом, не оставляла в стороне никого из осужденных и сотрудников ИК. Многие из них потянулись к Богу и уже не свернули с пути к вере. Где бы ни появлялся отец Виктор, на лицах возникают улыбки – как отражения маленького ручного зеркальца, блики христианской радости, отражения Христа, Которого он исповедует всей жизнью и служением.

– Отец Виктор, как Вы решили пойти по духовному пути?

– Это дар Божий, словами Первосвятителя, «иного пути я не знал» – так Патриарх Алексий Второй говорил. С детства мне очень хотелось быть в храме, особенно же после того, как сильно болел и по молитвам святого Трифона чудесным образом выздоровел. Жил я тогда под Брянском, в Воскресенский храм ходил, а тогда церквей было раз, два, и обчелся – все почти закрыты. Мама моему выбору не скажу, что рада была, берегла меня – времена-то какие наступили в нашей стране, власть Никиты Хрущева, который грозился всему миру последнего попа показать. Но я не отказался от своего намерения – в 1963-м поступил в Московскую духовную семинарию, в 67-м окончил, с 1967 по 1971 год учился в Московской духовной академии.

– Чем вспоминаются Вам годы учебы?

– Давно это было, но то время часто вспоминается, по-доброму. Хорошее время-то! Славное было и духовенство – отец Наум (Байбородин), который постриг принял в честь преподобного Наума Радонежского и сейчас живет в Троице-Сергиевой Лавре, возведен в сан архимандрита, входит в духовный совет обители. Рядом с нами находился и другой мудрый наставник – отец Кирилл (Павлов) – тоже архимандрит, он был духовным отцом Лавры, духовником трех русских Патриархов. Отец Кирилл – удивительной силы и прозорливости, о чем не спросишь, все наперед знал – как и отец Наум, с которым они были друзья. Помню, когда я учился, приехала к отцу Кириллу на исповедь одна женщина, а он ей из алтаря большую пачку денег вынес. Она у него ничего не просила и очень удивилась подарку – хотела было отказаться, но он деньги назад не взял. Потом оказалось, что паломница эта серьезно больна, и именно столько средств потребовалось ей на операцию. Батюшка был молитвенник и духовник необычайный, умел утешить, утер слезу миллионам людей. Наверное, подобен ему и наш схиархимандрит Христофор, что в Туле служил в храме святого Димитрия Солунского – не успеешь о чем-то спросить, а он уже тебе мудро и обдуманно ответит.

Так что семинария и академия – это самые счастливые годы в моей жизни. Учились, молились, к преподобному Сергию – мощам его поклониться – ходили ежедневно.

Был там у меня хороший друг архимандрит Матфей (Мормыль) – сейчас он всемирно известный регент, в 2009 году отошел ко Господу. Три десятка лет он руководил пением в обители, создал свою школу церковного пения, особые распевы, теперь их считают лаврскими. Сколько студентов семинарии и академии научились от него! Теперь они – священники и архиереи, разъехались и служат в храмах по всей стране. А тогда хор наш студенческий в консерватории был записан – запись разошлась на грампластинках. Тогда ведь как было – иностранные гости все Брежневу пеняли, что у нас в стране притесняют веру, а он – нет, мол, у нас свобода вероисповедания, люди молятся, как хотят. Вот и записали мы в консерватории духовные песнопения, чтоб ему помочь – свободу веры в СССР всему миру показать. А ведь она и была, свобода, была – у нас внутри!.. Сейчас уже, наверное, и позабыли про те пластинки, но это – исторический факт.

– В этом году студенты старшего курса оканчивают Тульскую духовную семинарию. Вспоминая свой опыт студенчества, скажите, что для них самое важное?

– Что кому из них важно – судить не могу, о каждом Божие Промышление. А для меня было важно послужить Господу Богу от всего сердца – иного не было – ни материальной, ни другой какой-то цели. Больше скажу – когда шел в семинарию, то думал, священникам вообще зарплату не платят – вот какое представление было тогда.

Первый мой храм был во имя Воскресения Христова и находился в селе Оболенском под Шварцем, что в Киреевском районе, там я начал служить в 1973 году под началом настоятеля отца Василия Сенкевича. Отец Василий был добрейший и мудрый пастырь, пережил репрессии, прошел школу жизни на Колыме, от него я тоже многому научился.

В 1978 году получил назначение в Спасский храм, отслужил там 9 лет вместе с прежним настоятелем отцом Димитрием Кудака. Еще 9 лет после этого Господь сподобил меня послужить под началом отца Льва Махно в храме Двенадцати святых Апостолов. Был еще один эпизод, недолгий – послужил в Тульском Щегловском Пантелеимоновом монастыре пять месяцев всего там и пробыл. Храм тогда один только действовал и не отапливался, руки очень сильно замерзали, просто примерзали к металлу. Помню, я все боялся тогда Чашу в руках не удержать. И снова вернулся в Спасскую церковь. В священническом сане я сорок пятый год.

– Вам довелось служить в Туле при митрополите Тульском и Белевском Серапионе (Фадееве). Чем запомнился Владыка, общение, встречи с ним?

– Владыка Серапион святой человек был – так и напишите, он много доброго сделал, наши прихожане рассказывают, что сами видели – его бумажная фотография у людей дома замироточила. Добрый пастырь был, а какой проповедник, и как он меня любил! Все Витенькой называл, говорил, мол, приходи ко мне, Витечек, побеседуем – чаем поил из самовара. Мы с ним почти вместе учились, так что, как встретимся, вспоминали учебу.

– Около 15 лет по благословению священноначалия Вы занимались тюремным служением в Тульской исправительной колонии №2. Смело можно сказать, что Вы как один из первых священников в нашей епархии стояли у его истоков. Была налажена богослужебная жизнь, организованы духовные беседы, встречи заключенных с тульскими писателями в библиотеке ИК. Многие из тех людей пришли к вере. Поддерживают ли они с Вами общение? Остались ли в Церкви?

– Действительно, многие тогда уверовали, обратились к Богу. Вот, например, Саша Гусев – это его венчание в Тульской колонии было первым. Теперь он в Липецкой области, правда, на свободе долго не удержался, опять оступился, теперь у него еще один срок. Непростая у него вышла жизненная история, но вера помогла и помогает многое преодолеть. Жаль, с женой они расстались – не выдержали испытаний. Иногда заходит в наш храм помолиться освободившийся из мест заключения иконописец Сергей, а иногда Владимир – тоже иконописец, ремеслу он научился в колонии и стал большим мастером, не так давно он золотил купола Успенского собора Тульского кремля. Любил я встречаться с заключенными – это были люди, готовые слушать и слышать слово Божие.

– Больше 20 лет Вы являетесь настоятелем Спасского храма – памятника архитектуры, объекта культурного наследия. За годы настоятельства Вами многое сделано для того, чтобы восстановилась духовная жизнь прихода. Вашими же стараниями возродился прежний облик храма и его внутреннее убранство, благоустроено старинное Спасское кладбище. Расскажите об этом подробнее.

– Спасскому храму больше двухсот десяти лет. Построили его на новом тогда кладбище на границе города, а само кладбище возникло из-за эпидемии чумы конца XVIII века.

Первая деревянная кладбищенская церковь была построена во имя Нерукотворного Образа Спасителя в 1773 году и освящена архимандритом Тульского Предтечева монастыря Иоакимом. В 1807 году на ее месте воздвигли каменный храм с двумя приделами: южным во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» и северным во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Жертвователями стали купцы Лисицыны и жители оружейной стороны. Церковь отстроили в стиле классицизма, на колокольне было шесть колоколов. От Знаменского храма ей достался прекрасный иконостас, отделанный мрамором. В ХIХ веке церковь на отшибе совсем бедствовала. Сохранилась резолюция от 3 мая 1860 года. В ней архиепископ Тульский и Белевский Алексий призвал «другие зареченские храмы (Знаменский и Сергиевский), которые имеют значительное число прихожан и удовлетворительное внутреннее благолепие», помогать «бедной до крайности Спасской кладбищенской церкви». В начале XX века староста церкви крупный промышленник-чугунолитейщик Яков Алпатов пожертвовал ограду и ворота для кладбища. Он же стал попечителем приходской школы, открытой в 1898 году. В начале советского времени Русская Православная Церковь страдала от обновленчества, но духовенство Спасского храма держалось исконной веры. Его закрыли только перед Отечественной войной в 1939 году. В 1941-м по Спасскому кладбищу проходила линия обороны, в храме располагалась воинская часть, на колокольне была огневая позиция с пулеметом. Военные бережно отнеслись к святыне, и, слава Богу, здание сохранилось.

– Когда церковь возвратили верующим?

– После первой «оттепели» в 40-е годы. С того времени и до самой перестройки Спас-на-горе действовал – кстати, один из немногих четырех храмов в Туле. Состояние его было обветшалым, и духовенству и прихожанам многое пришлось сделать. В 1991 году здание поставили на государственную охрану как областной памятник истории и культуры. Дважды – в 2000-м и 2007 годах в церкви проходила реставрация. В 2007 году в Тульской епархии отмечали двухсотлетие Спасского храма, к этой дате мы обновили внутреннее убранство: отреставрировали фрески, восстановили позолоту на иконостасах и киотах, подновили иконы. В 2009 году обновляли алтарные иконостасы, в следующем году ремонтировали кровлю. 2011 год тоже был насыщенным: ремонт купола, штукатурные работы, замена пола. Потом оградили «непопираемое место» сооружением в виде часовни. На средства прихода и благотворителей поменяли освещение, заменили колокола, установили кованые ворота у входа на кладбище, подвели свет и поставили фонари, заасфальтировали дорогу к храму. А как само кладбище облагораживали тяжело, сколько вековых деревьев вырубили и выкорчевали, сколько сухостоя сожгли! Слава Богу, нашлись добрые люди, наши помощники и доброхоты.

Спасский храм наш очень люблю – потому что во имя Господа нашего Иисуса Христа и его Нерукотворного Образа. Святыни в храме прекрасные, люди едут поклониться храмовой иконе «Спасу Нерукотворному», чудотворному образу Божией Матери «Знамение», иконам Богородицы «Живоносный Источник» и «Утоли моя печали», образу блаженной старицы Матроны. Да и много лет я здесь, много сил положил, много людей хороших встретил – потому и люблю.

– То, что Спасский храм в советские годы действовал и в войну сохранился вопреки всему – чудо. Отец Виктор, а как Вы относитесь к чудесам? В наше время многие ищут чудес намеренно. Нет ли в этом подвоха, искушения?

– На моей памяти 20 лет в наш храм приходил народ, своим чередом шли богослужения, и все 20 лет – сплошные чудеса. А как же без этого? И все по вере и по молитве Церкви! Как-то приходил один человек, Николай, плакал: у дочери рак четвертой степени, врачи отказались. Помолились о здравии, потом они прошли обследования – никакого рака! И такие случаи были. Любая болезнь, и даже рак перед Божией любовью бессилен, отступает – воистину молитвы к Господу и святым угодничкам творят чудеса. Да что говорить, вся наша жизнь, каждый день – чудеса Божии! «Ты еси Бог творяй чудеса», как поет Церковь в Великом Прокимне Пасхи, Святой Троицы и Рождества Христова…

– Прихожане Спасского храма рассказывают, что Вы особо почитаете святого мученика Трифона. Чем Вам дорог этот святой?

– Как не любить святого Трифона? На Руси его издавна почитают – жил в простоте и в вере, перенес большие страдания и не отрекся от Христа, и за это Господь дал ему дар великий против злых сил. В его житии сказано, сколько раз он исцелял больных, а сколько людей исцелилось по его молитвам уже потом – по успении святого мученика, и продолжают исцеляться! Сам Господь в Евангелии скольких бесноватых исцелил.

Злые силы – духовная реальность, они непосредственно являлись святым. Помните житие преподобного Серафима Саровского, как они лупили его – явным образом! Племя бесовское творит людям пакости, а святой Трифон силен против него. Когда он шел исцелять больную дочь царя, за три дня пути святого до того места бес почуял его и в страхе вышел из бесноватой. В наши дни такие исцеления продолжаются. В Лавре преподобного Сергия архимандрит Герман (Чесноков) отчитывает одержимых бесом по специальному чину, где есть специальные молитвы, обращенные к мученику Трифону. Прихожанам, страдающим болезнями телесными и душевными, советую читать акафисты и заказывать молебны святому Трифону. Сильный он святой, любящий Бога и отзывчивый к людским страданиям!

– Мы погружены в работу, дела, времени на молитву все меньше. Как спасаться?

– Спешите делать добро – больше ничего. Любите ближних, делитесь тем, что есть у вас, посещайте больных и заключенных. И если будете исполнять это установление – посреди Рая будете. Улыбнулись ли, доброе слово сказали человеку в нужное время – хорошо. Старайтесь, трудитесь, и все будете в Раю.

Беседовала Валентина Киденко.

Фото Сергея Макшанова.

Только факты

Митрофорный протоиерей Виктор Сергеевич Тишкин родился 10 ноября 1941 года. Хиротонисан во диакона 4 декабря 1972 года, во иерея – 10 декабря 1972 года. Духовное образование – магистратура (Дореформенная академия). Последняя иерархическая награда – право служить с отверстыми Царскими Вратами по «Отче наш» – получена в 2012 году. Общецерковные награды: Орден святого равноапостольного князя Владимира III степени в 1999 году, медаль Собора Тульских святых II степени в 2011 году. 

"В газете "Молодой коммунар" о протоиерее Викторе Тишкине статья "Умножающий добро"  -  здесь


Возврат к списку