ГЛАВНАЯ          НОВОСТИ          ПУБЛИКАЦИИ          ФОТОГАЛЕРЕЯ          ВИДЕО          КОНТАКТЫ

Издательский отдел
Новости
Публикации
Фотогалерея
Документы
Тульские Епархиальные Ведомости
День Православной книги
Общество православных писателей
Анонс православных книг
Контакты













Аудиокнига проповедей митрополита
Тульского и Ефремовского АЛЕКСИЯ
- здесь






Публикации

03.07.2017

Возвращение былого благолепия

Тульский храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, впервые упоминаемый в XVII веке, в XIX столетии был любимым храмом губернской интеллигенции – и в ее числе, семейства писателя Вересаева. Расположенный в старинном центре города, долгое время храм был центром духовной жизни и эталоном высокого художественного стиля. Особый, присущий Петропавловскому храму и прежде дух петербургских соборов – Казанского и Исаакиевского – вернулся к нему в наши дни после капитальной реконструкции и реставрации. О прошлом и настоящем церковного здания и прихода рассказал настоятель Петропавловского храма протоиерей Сергий КРЮЧКОВ.

– Отец Сергий, храм, возвращенный верующим в 2011-м в плачевном состоянии, в последние годы преобразился. Те, кто был здесь несколько лет назад, вряд ли узнают и фасад, и внутреннее убранство. Исчезли тесное помещение с перегородками советского времени, выкрашенные масляной краской стены, низкие своды и ветхие деревянные полы. Появилось пространство, воздух, свет, благолепие, заиграли оттенки цвета и элементы архитектурного стиля. Как это удалось за такой короткий период времени?

– С Божией помощью нашлись талантливые, профессиональные и заинтересованные люди. За дело взялась известная московская художница Наталья Чикризова – ее работы выставлялись в Париже, Лондоне, есть они во многих российских храмах и монастырях. Наталья – безусловно, талантливый человек, причем не только прекрасный иконописец, но и дизайнер, и эксперт в области искусства. Именно она смогла увидеть проект во всей полноте и реализовать его, объединив под своим началом других одаренных людей. Благодаря ее вкусу, опыту и – что немаловажно – замечательным организаторским качествам мастерам дружно и спокойно работалось на протяжении всего времени. Потрудилось много специалистов: это и инженеры-проектировщики, и мастера по камню, и краснодеревщики, и конечно, иконописцы.

Авторство образов центрального иконостаса и икон правого и левого приделов (всего более двух десятков изображений) принадлежит столичному мастеру иконописи Валерию Прохорову. Прохоров – уникальный человек, работает в поздней живописной манере 19 века, писал для Храма Христа Спасителя, для монастырей и храмов Московской Патриархии и по праву считается одним из лучших мастеров нашего времени. В храме его кисти принадлежат иконы Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, апостола Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, святых мучениц Фотины и Галины и многие другие. Мастеру заказано еще несколько икон.

Над восстановлением церковного здания и его интерьеров работали не только столичные, но и местные специалисты. Мы благодарны всем, кто помогал, в частности, работникам Туламашзавода – за прекрасные двери и оконные решетки из металла.

– У каждого культурного человека восстановленный храм рождает много ассоциаций – и с храмами Оптиной Пустыни и Троице-Сергиевой Лавры, и со святынями Санкт–Петербурга. Собирательный образ выбран сознательно?

– Особенно старались подчеркнуть питерский акцент стиля, ведь Санкт–Петербург – город апостола Петра, одного из святых покровителей храма. Кроме того, известно, что в проектировании старинного здания участвовал известный петербургский архитектор XIX столетия В. Федосеев. Поэтому по архитектуре и декору наш храм – это типичная петербургская эклектика – синтез классицизма, барокко и ампира. Во многом он напоминает церковь в Санкт-Петербурге во имя святого апостола Андрея Первозванного.

Подчеркнутый аристократизм здания оправдан – из воспоминаний писателя Викентия Вересаева известно, что тульская губернская интеллигенция сердечно любила молиться в Петропавловском храме. Сохранилось много описаний этой, можно сказать, семейной церкви Вересаевых, где они крестили детей, венчались, приступали к другим таинствам.

Вообще при реконструкции мы стремились оставаться верными первоначальному замыслу – сделать точную копию храма – как на дореволюционных снимках. Близки к оригиналу иконостас в стиле барокко, мозаичный пол из мрамора и цветного камня, потолочная лепнина, золоченая резьба по дереву. Мелкие детали нам неизвестны, но мастера стилизовали их под основной декор, поэтому гармонично вписались в пространство и ажурная винтовая лестница, и паникадила, и настенные светильники.

Тот, кто впервые заходит в храм, воспринимает внутреннее пространство бело-золотым. На самом деле, чисто белого цвета мало. Сами стены окрашены в три колера с тональными переходами, а вот арки абсолютно белые. С цветами художники работали долго, делали до десятка цветовых проб, чтобы стены стали именно тем гармоничным фоном, на котором будет читаться главное – образы Спасителя, Богородицы, святых.

– Получается, современный Петропавловский храм максимально приближен к своему первообразу. А как нашлось решение, близкое к историческому облику здания? Изначально ведь документов не было.

– Господь не один год наталкивал меня на мысль о возрождении храма и направлял мои шаги. Постепенно, по крупицам собирался материал, открывались новые факты, происходили удивительные встречи с людьми, которые что-то могли рассказать.

Так, еще будучи настоятелем соседнего храма в честь Николы-на-Ржавце, много размышлял над печальной судьбой Петропавловской церкви, в помещении которой тогда размещался склад. Ежегодно на день памяти Петра и Павла вместе с прихожанами мы совершали крестный ход до паперти церковного здания. А некоторое время спустя я получил благословение Владыки и разрешение властей – и после крестного хода заходил внутрь, окроплял пространство храма святой водой.

В те годы была жива пожилая прихожанка, которая застала времена, когда храм действовал. В двадцатые годы она была совсем ребенком, но ее рассказ можно считать достоверным – Петропавловский храм оставил в ее сердце неизгладимое впечатление. До своего закрытия в 30-х годах 20 века он был красивым и благолепным, в хорошем смысле слова помпезным. Девяностолетняя женщина вспоминала величественные своды, много каменных (малахитовых – как говорила она) деталей в интерьере, роскошный иконостас в золоте. По ее словам, главными святынями были старинные Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери.

Из последних удивительных находок, касающихся истории храма – материалы по его многострадальной колокольне. Как-то просматривал исторические документы совсем по другому поводу и наткнулся на фото звонницы 1912 года. Как оказалось, еще раньше, в 19 веке при перестройке церкви шпиль здания сочли неудачным – навершие колокольни не вписалось в ансамбль ампирного храма с ротондой. В 1912 года году его демонтировали, подстроив венец звонницы на пол-яруса. Благодаря фотографии известно, что на колокольне располагались круглые часы на четыре стороны света.

А еще время спустя время в архиве мы нашли чертежи шпиля звонницы, сейчас они переданы архитекторам, которые уже готовят проект.

Кстати, колокольня испытала на себе не только перестройки, но и разрушения – в первый год Великой Отечественной во время обстрела Тулы с воздуха ее верхняя часть рухнула на храм, от чего сильно пострадали стены.

Узнавать новые секреты старинного здания храма, где служишь, всегда радостно и удивительно. При реставрации обнаружилось, что в куполе с 12 окнами, очевидно, символизирующими апостолов, находилась небольшая орнаментальная роспись, а также четыре иконы евангелистов в парусах ротонды. Жаль, что изображения были выполнены на железе и из-за коррозии рассыпались – реставраторам не удалось их сохранить.

Что-то утрачивается, но и привнесено многое – появляются новые святыни. Так, три года назад из Симферополя в наш храм привезли частицу мощей новомученика – святителя Луки Войно-Ясенецкого. Написана икона святого врача-хирурга, теперь она находится рядом с мощевиком.

– Интересно, а сейчас исторические находки продолжаются?

– В один из моментов реставрационных работ, снимая пол и разгребая строительный мусор, рабочие обнаружили два склепа. Один датируется 1859 годом. Это захоронение протоиерея Иоанна Смирнова, преставившегося в возрасте 54 лет – одного из первых настоятелей в те годы, когда храм был уже каменным. Справка в архиве от 1913 года помогла раскрыть тайну другой могилы, расположенной за клиросом возле панихидного стола. В ней покоится протоиерей Василий Боголюбов, который прослужил в Петропавловском храме целую жизнь – 63 года, и даже гроб его остался нетленным. Вскоре мы нашли его потомков, они приходили на панихиду – молились об упокоении своего предка. В данный момент оба захоронения находятся там же – готовится памятная плита, которая будет пребывать в храме и обозначать место надгробий.

– Для храма, безусловно, важно здание, но Церковь – это люди. Кто составляет приход Петропавловского храма и как течет его жизнь?

– Наш приход пока немногочисленный, еще формируется, но прихожане очень дружные, внимательные друг к другу, участвуют абсолютно во всем. В основном, это молодые семьи с детьми, есть и пожилые люди. После окончания службы большинство прихожан не уходят из храма, и это говорит о том, что всех их связывает нечто общее и для них значимое. Именно они оказали неоценимую помощь во время капитального ремонта, и во многом благодаря их трудам храм с момента передачи его епархии ни разу не закрывался – ежедневно совершались службы, только менялись пределы. Наши добровольные помощники сами ломали стены из шлакоблока – после литургии собирались крепкие мужчины, сносили перегородки, выносили мусор. После за дело брались женщины, которые выметали оставшийся сор, мыли пол. Трудились с особым воодушевлением. Было нелегко, но это еще больше сдружило людей. А в результате таких усилий храм менялся на глазах, и уже на следующий день на расчищенном месте снова можно было совершать литургию. Причем наша встреча на молитве всегда имела продолжение – за духовными беседами, за чаепитием с теплым, душевным общением. Доброй традицией с тех пор стало хождение в гости друг к другу.

Меня очень радует и утешает, что члены нашей общины не относятся формально к тому, что делают. Все они радеют о храме – и о благоустройстве, и о духовной жизни. Сегодня их объединяют не только праздники, но и горести. Если кто-то из общины умирает, все участвуют в отпевании, а после распределяют Псалтирь – и читают его ежедневно, каждый по кафизме. Зная друг друга, молитвенно поддерживают болящих и их близких.

– Прихожане – в основном, местные жители?

– В наш храм приходят не только окрест живущие, сюда едут отовсюду, с дальних уголков Тулы и со всех районов города – причем это не случайные гости, а постоянные прихожане. Такой интерес к храму, наверное, можно объяснить одним нашим начинанием.

Когда Владыка Алексий два года назад благословил начать реставрацию храма, возникла идея создать курсы хорового пения. Была потребность в хорошем хоре, да и не случайно, наверное, в церкви есть придел во имя преподобного Романа Сладкопевца. 15 прихожан разного возраста выразили желание научиться этому богохвалимому делу, и уже на Пасху у нас пел собственный хор, который вскоре начал расти и увеличился до 20 человек. Хор получился уникальный: все без исключения певчие – верующие люди, они живут церковной жизнью, часто исповедуются и причащаются, и это благодатно отражается на качестве исполнения песнопений. Занятия проводятся трижды в неделю по всем предметам, включая сольфеджио. Кое-что преподаю сам, но основную практическую часть ведет регент Василий Черников, который строго следит за чистотой пения. Некоторые участники хора перешли в другие храмы, но хор продолжает пополняться – недавно к нам присоединились еще двое учеников. Немаловажная особенность хора – в том, что он полностью мужской. В этом мы следуем древней традиции Русской Православной Церкви, согласно которой церковные песнопения исполнялись мужчинами.

Еще одно начинание – воскресная школа для детей. Понятно, что, пока шли большие строительные работы, занятия не проводились, но маленькие прихожане не оставляли церковной жизни, кроме того, участвовали в индивидуальных беседах, вместе с родителями ездили в паломнические поездки. Сейчас, когда многие работы позади, занятия в воскресной школе возобновятся. Сотрудничаем мы и с расположенной неподалеку школой №16: ученики приходят всем классом вместе с учителем, и мы уделяем им время, рассказывая о вере.

– О чем думаете и молитесь в продолжение созидания?

– Чтобы Господь продолжал вести и помогать на этом пути. Основные строительные работы – самые тяжелые – завершены, реставрация близится к концу. Ждем новые образы для иконостаса. Будем продолжать благоустройство территории. Освятили малую звонницу – восемь ее колоколов были специально отлиты в Тутаеве, привезены, установлены и теперь радуют нас малым звоном. Надеемся, вскоре все колокола для основной колокольни будут готовы, а значит, на голос храма придет больше людей.

Беседовала Валентина Киденко.


Возврат к списку





Икона дня

Православный календарь