ГЛАВНАЯ          НОВОСТИ          ПУБЛИКАЦИИ          ФОТОГАЛЕРЕЯ          ВИДЕО          КОНТАКТЫ

Издательский отдел
Новости
Публикации
Фотогалерея
Документы
Тульские Епархиальные Ведомости
День Православной книги
Общество православных писателей
Анонс православных книг
Контакты













Аудиокнига проповедей митрополита
Тульского и Ефремовского АЛЕКСИЯ
- здесь






Новости

11.03.2012

Демонстрация и обсуждение фильма "Поп"

Фильм_поп.pngПосетители региональной выставки-ярмарки «Тула Православная» посмотрели фильм Владимира Хотиненко «Поп».
По инициативе издательского отдела Тульской епархии в рамках II региональной книжной выставки-ярмарки ко Дню православной книги «Тула Православная» состоялась демонстрация фильма «Поп». Выпущенный в прокат в 2010 году фильм уже тогда вызвал много дискуссий. Лента стала результатом творческого тандема известного режиссера Владимира Хотиненко и автора сценария писателя Александра Сегеня. На просмотре в Туле встретились люди разных возрастов и взглядов. Многие гости тульской выставки увидели фильм впервые, для некоторых из них «Поп» в исполнении актера Сергея Маковецкого стал настоящим открытием.

Действие фильма «Поп» происходит во время Великой Отечественной - настоящее время испытаний не только дляРоссии, но и для православной веры, которая Божьим Промыслом возрождается именно в этот переломный момент. Церкви приходится выживать между двух огней – между политикой советской власти и линией оккупантов-фашистов, не принимая ничью сторону. Это постоянно ставит служителей Церкви перед нелегким, но необходимым выбором.

037.jpgФильм построен на примере служения деревенского священника Александра. Его позиция однозначна: власть одна – та, что от Бога, поэтому любые компромиссы возможны, кроме компромиссов с совестью. По мнению кинокритиков, фильм поднимает проблемные вопросы жизни и веры, многие на экране заканчиваются многоточием, ведь простых ответов на них нет. Но прозвучавшие темы продолжают свою невидимую работу в душе каждого зрителя, и именно это является лучшей миссионерской проповедью. В завершении показа к зрителям обратилась редактор издательского отдела Тульской епархии Ирина Александровна Червякова. Для нее это было первое знакомство с фильмом «Поп». По словам Ирины Александровны, сюжет удивил ее параллелями с историей жизни известного тульского священнослужителя – протоиерея Ростислава Лозинского, 100-летие которого отмечалось в России и в Туле не так давно. Как и главный герой фильма, отец Ростислав имел двух сыновей, в годы войны он также принял в семью приемных детей и воспитал их. Как и отец Александр – «Поп», Лозинский всю жизнь почитал свою матушку Софию – свой «точильный камень»… По фильму, судьба Церкви в войну решалась на границе с Эстонией. А отец Ростислав Лозинский долгое время служил в этих местах - в Нарве, в Троицком соборе, до того момента, когда травля со стороны местных властей стала невыносимой. Позже перевелся в Кострому, затем в Тулу.
045.jpgИрина Александровна провела небольшую экскурсию перед стендом, посвященным памяти протоиерея Ростислава Лозинского, и подробно рассказала о его деятельности в Туле. Она отметила, что, скорее всего, отец Ростислав не является прототипом «Попа». Но его жизнь, как и жизнь многих российских священников, в числе которых так много новомучеников, во многом перекликается с фильмом. Судьба священников в войну очень похожа: и немцы, и советские комиссары, и партизаны-атеисты повсеместно расстреливали и подвергали пыткам священнослужителей. Решиться на такое служение само по себе было подвигом. В конце войны многих русских священников немцы насильно забрали с собой в Германию, вскоре их репатриировали обратно в СССР, где их ждала слава изменников Родины, допросы, лагеря и мучительная смерть. Фильм Хотиненко оканчивается позитивно - отец Александр пережил все испытания, дожил до глубокой старости и стал насельником монастыря. Наверное, бывало и так… Один из зрителей Вячеслав Викторович Тимаков поделился впечатлениями: «Я журналист, пишу статьи на московские порталы о вере. Сегодня фильм «Поп» увидел впервые. Фильм показался мне драматичным, острым, именно поэтому он прекрасная проповедь. Интересно, насколько он построен на реальном материале? Читал где-то о белорусском батюшке, который, как и герой фильма, в войну отказался отпевать предателей-полицаев, но его не пощадили, как хотиненковского «попа» - сразу расстреляли без суда и следствия… Фильм Хотиненко основан на положительном примере священника, почти святого. Его выбор всегда безупречен с позиций православия, его жизнь - почти житие, он всегда поступает так, как надо. А как было в реальности? Как поступали священники в глубинке, когда перед ними вставал выбор – всегда ли, как отец Александр? Мне показалось, в фильме неожиданно раскрывается тема военнопленных: они не нужны ни государству (Сталин отказался от помощи Красного Креста), ни немцам (они «зачищают» лагерь и уходят). Нужны они оказываются только священнику, который носит в лагерь передачи, не боясь заразиться тифом. Нужны Церкви, Богу… Мне понравилось, что фильм пронизан христианскими символами: колокол достают из реки сетью, как рыбу. Сразу те простые люди, кто с открытой душой восстанавливает деревенский храм, становятся похожи на апостолов, «улавливающих» человеков. И много других примеров. И тут же фашисты, которые считают себя христианами – их Рождество с горящей елью кажется языческим. Свой вход в Россию они кощунственно обставляют как Вход Господень в Иерусалим: на козле накинута багряница из Красного Знамени… Глумление, издевательство и кощунство немцев почти в каждом кадре. Так возникает мысль, что советские люди с их жертвенным подвигом и самоотречением ближе к христианству, чем оккупанты… Смотрел на реакцию зрителей, многих фильм глубоко тронул. Не знаю, как у других, но лично у меня возникло много вопросов. Надеюсь все же задать их автору сценария фильма «Поп» писателю Александру Сегеню. Встреча с ним перенесена на 14 марта, на 12.00. А еще хотелось бы прочитать сам его роман – говорят, книга сильно отличается от фильма…»

Информационный отдел Тульской епархии

Возврат к списку